Детский сад №6, город Камышин

УГОЛОК ЗДОРОВЬЯ

 Каким же он должен быть,совершенно  здоровый ребенок?

Здоровье – это такое состояние организма, при котором функции всех органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие либо болезненные изменения.

Уровень основных функций организма определяется характером поведения по следующим основным проявлениям жизнедеятельности ребёнка:

НАСТРОЕНИЕ: бодрое, спокойное, жизнерадостное. СОН: засыпает быстро, спокойно, сон глубокий, длительный. АППЕТИТ: хороший. ХАРАКТЕР бодрствования активный. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ особенности: общительный, весёлый, внимательный, любознательный, легко обучаемый. 

Из этого перечня видно, что имеется непосредственная связь между подвижностью и интеллектом. Двигательный интеллект ребёнка – это основа энергии и энергопотенциала, от которого зависит производительность и работоспособность. Движения являются органической потребностью ребёнка, поэтому его нельзя наказывать длительными ограничениями в движении, например, стоянием в углу. Движения способствуют познанию окружающего, поэтому, чем меньше ребёнок двигается, тем больше он отстаёт в нервном и психическом развитии.

Компьютер и здоровье ребенка.

Сегодня за компьютером сидят наши малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он наконец засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего - любимый компьютер!

Родителей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Наши измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества также соответствует нормативам. Однако с боковых и задних стенок компьютера низкого качества уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность - снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода - увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.

5 правил безопасности: 

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.

3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

5. Не забывайте почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Родители, внимание!

Возможно, кого-то из родителей шокируют наши рекомендации - ведь для многих из них это попросту сильно меняет устоявшиеся домашние правила. Но мы шокируем их еще больше - 15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день! Таковы данные наших исследований. Доподлинно известно, что сегодня в домах, где родители не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном не 15 минут три раза в неделю, а ежедневно - и по многу часов!

Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов. Помните, занятия на компьютере принесут пользу, если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям и будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребенка.

Питание детей детского дошкольного возраста.

Особенности питания детей дошкольного возраста связаны с уменьшением относительной (на 1 кг массы тела) потребности организма ребенка в калориях и белках и увеличением в пище доли растительных белков и жиров, а также углеводов. Меню детей после 6 лет расширяется как за счет пополнения ассортимента продуктов питания (практически им можно давать все пищевые продукты, исключая острые и горькие приправы), так и путем варьирования технологии кулинарной обработки. Но при этом следует избегать избытка жиров, содержание которых в пище должно строго соотноситься с количеством углеводов. Соотношение белков, жиров и углеводов в пище должно отвечать пропорции 1:1:4, что легче достигается путем максимального разнообразия детского меню.

Все доброкачественные продукты для здорового ребенка безвредны в любых комбинациях, хотя все же есть более и менее целесообразные сочетания. Например, полезно сочетание гречневой каши с молоком, при котором усвоение белка происходит наиболее полно, мучных изделий — с творогом, мясом или рыбой, хлеба — с молоком или простоквашей. И, конечно, не следует отдавать предпочтение каким-нибудь одним продуктам в ущерб другим: ребенку необходимы все пищевые вещества, ведь даже такие полноценные белковые продукты, как мясо и творог, при избыточном потреблении могут приносить вред организму, а лишенная в целом питательных веществ клетчатка (растительные волокна) овощей и фруктов полезна и необходима организму, т. к. способствует усилению перистальтики кишечника и регулирует его деятельность.

В суточном наборе продуктов для детей дошкольного возраста норма составляет:

картофеля - 220 г, овощей разных - 250 г, свежих фруктов - 60 г, сахара -  55 г, кондитерских изделий - 10 г, масла сливочного - 23 г, масла растительного - 9 г,мяса - 100 г, рыбы - 50 г, сметаны - 10 г, сыра - 5 г, хлеба пшеничного - 110 г, ржаного — до 60 г.

Дети часто отказываются от черного хлеба, предпочитая  белый. С этим не следует соглашаться, т. к. черный хлеб полезнее. Чай следует давать некрепкий (жидкий), вместо натурального кофе лучше давать его заменители. И чай, и кофе должны состоять на 2/3 из молока. Это же относится и к какао, которое можно включать в меню здоровых детей не чаще 1-2 раз в неделю. Дневной объем пищи для детей 6-8 лет увеличивается до 1800 г, 8-9 лет — до 2000 г. Необходимо следить за соблюдением указанного объема блюд, т. к. достаточное по калорийности и питательности, но малое по объему количество пищи не вызывает насыщения и может привести к запорам. Избыточные объемы пищи также могут нарушить нормальную функцию пищеварительных органов.

Потребность ребенка в пище характеризуется его аппетитом. Аппетит и объем съедаемой пищи во многом зависят от особенностей высшей нервной деятельности ребенка. Дети с уравновешенными нервными процессами обладают более устойчивым аппетитом, объем съедаемой ими пищи больше, чем у детей с преобладанием процессов возбуждения или торможения.

Количество жидкости для питья колеблется в зависимости от времени года. Потребность ребенка в воде в 3-4 раза больше, чем взрослого человека, поэтому резко ограничивать потребление им жидкости нельзя. Но чрезмерное питье не безвредно, т. к. способствует вымыванию из организма витаминов и минеральных солей. Следует учить ребенка пить воду небольшими глотками: выпитая залпом, она даже в большом количестве меньше утоляет жажду. Лучше использовать минеральную воду или воду с ягодными или фруктовыми соками. Некоторые дети просят пить перед началом еды, другие — во время приема пищи. Последнее случается обычно с детьми, у которых понижено слюноотделение, слизистая оболочка полости рта суховата, и пища не может достаточно смачиваться слюной. Отказывать в просьбе ребенку не следует, нужно следить только, чтобы он пил немного, несколько глотков.

Наиболее частой ошибкой в организации питания детей этого возраста является недостаточное включение в рацион овощей, особенно сырых. Современные дети в большинстве не знают вкуса репы, брюквы, тыквы. Им редко предлагают редьку, зеленый салат, свеклу. Между тем даже зимой, когда нет обилия овощей, в рационе ребенка по-прежнему ежедневно должны присутствовать сырые растительные продукты, обладающие высокой биологической ценностью. Кроме углеводов, растительных белков, минеральных солей, они содержат другие полезные вещества, в том числе препятствующие развитию в кишечнике гнилостных бактерий и грибковой флоры. Введение в салаты пряной зелени (укроп, петрушка, сельдерей) повышает секрецию пищеварительных желез, увеличивает переваривающую способность вырабатываемых ими ферментов.

Характер питания детей в летнее время несколько изменяется. При высокой температуре окружающего воздуха угнетается выделение пищеварительных соков и тормозится моторика желудочно-кишечного тракта, ухудшается аппетит. Поэтому калорийность питания в жаркую погоду должна быть снижена. Рационально ограничить ее за счет уменьшения количества жиров и предпочтительного отношения к блюдам из продуктов, которые не требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков (кефир, ацидофилин, простокваша, творог, фрукты и овощи). Для возбуждения аппетита первые блюда желательно давать в виде холодных овощных или фруктовых вегетарианских супов. Не следует давать детям очень горячую или очень холодную пищу.

В повседневной жизни нередко возникает необходимость замены одного продукта в детском питании другим, причем замена должна быть равноценной. Белковосодержащий продукт заменяют на продукт, также содержащий белки; углеводосодержащий — на содержащий другие виды углеводов и т. д. Нельзя заменять овощные блюда макаронами или мучными и крупяными изделиями. Чай, кисель, компот не заменяют молоко. Ничто не заменит, свежую зелень, фрукты, ягоды. И лишь в тех случаях, когда какой-то продукт ребенок переносит плохо (пищевая аллергия), его можно заменять постоянно.

Условия кормления ребенка могут облегчать или осложнять процесс приема пищи. Главное при этом — постоянное соблюдение режима (ритма) кормления.

Родители обязаны воспитывать у детей уважение к любой пище, особенно к хлебу, объяснять, что все продукты питания созданы трудом людей. Мягко, но настойчиво надо добиваться, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, не играли хлебом. Дети должны знать, что во время еды необходимо поддерживать порядок и чистоту и не смахивать на пол крошки или кусочки пищи. Очень важно внушить им, что есть можно и нужно только за столом, с соблюдением должных гигиенических условий, что нельзя есть на ходу, где придется: на улице, в городском транспорте, в магазинах, беря фрукты или кондитерские изделия немытыми руками. Это негигиенично и некрасиво.

Дыхательная гимнастика.

Детям страдающим хроническими заболеваниями органов дыхания, следует включать специальные дыхательные упражнения во все виды физкультурных занятий: утренняя гимнастика (дома), общеразвивающие физкультурные занятия (в ДОУ)

Задачи гимнастики:

повышение общего жизненного тонуса; активизация психологических процессов и дыхания; снятие спазмов бронхиальной мускулатуры; нормализация тонуса дыхательных мышц; закрепление правильных навыков дыхания и покоя в движении.

Исходное положение

Выполнение

Кол-во

Темп выполнения

Сидя на стуле, руки на коленях, ладони вверх

Откинув голову назад, пальцы в кулак – вдох через нос (1-2 с), пауза (1с), наклонив голову вперёд, разжать пальцы – выдох через рот с произношением звуков «буф..ф» (2-4 с) пауза (6-6 с).

4-5

Медленный, дыхание глубокое. При произношении звуков расслабляться

Сидя на стуле, ладони на коленях

Левую руку в сторону, голову вправо – вдох через нос (1-2 с), пауза (1 с), в исходное положение – выдох через рот с произношением звуков «боф…ф» (2-4 с), пауза (5-6 с). То же в другую сторону.

4-6

То же

То же

Правую руку в сторону на уровне плеча, голову влево, коснуться подбородком плеча, левая рука скользит по пояснице, как можно дальше – вдох через нос (1-2 с), пауза (1 с), в и.п. – выдох с произношением звуков «боф…ф» (2-4 с), пауза (5-6 с). То же в другую сторону.

4-6

То же

То же

Правая ладонь на затылок, левая на пояс, левая нога в сторону – вдох через нос (1-2 с), пауза (1 с), в и.п. – выдох с произношением звуков «беф…ф» (2-4 с), пауза (5-6 с). То же в другую сторону.

4-6

То же

Сидя на стуле ноги сомкнуты, ладони на коленях

Руки вверх, прогнуться с одновременным разгибанием ног в коленях – вдох через нос (1-2 с), пауза (1 с), в и.п. – выдох с произношением звуков «беф…ф» (2-4 с), пауза (5-6 с).

5-6

Медленный, дыхание глубокое. Прогибаясь, потянуться.

Сидя на стуле, кисти к плечам, локти прижаты к туловищу.

Локти развести в стороны – вдох через нос (1-2 с), пауза (1 с), колено правой ноги касается левого локтя – выдох (2-4 с), пауза (5-6 с).

4-6

Медленный

Стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч

Боковые наклоны «Насос»

По 4-6

Средний, дыхание произвольное

Стоя, ноги на ширине плеч, ладони на поясе с опорой на рёбра

Вдох, на вдохе слегка сжать грудную клетку, на выдохе произнести звуки «пфф..ф» (протяжно покашлять), слегка наклонившись вперёд.

По 4-6

Средний, дыхание произвольное

Стоя около стула, ноги на ширине плеч.

Руки вверх, правую ногу назад на носок – вдох (1-2 с), пауза (1 с), в и.п. – выдох (1-4 с), пауза (5-6 с). То же с другой стороны.

4-5

Медленный

Стоя руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.

Присесть, руки вперёд – вдох. Встать руки вниз -выдох

4-5

Медленный

Стоя, руки опущены в «замок»

Руки вврех – вдох, наклониться вперёд, руки вниз –выдох с произнесением звуков «ух», и.п.

6-8

Средний

Стоя, руки на животе.

Диафрагмальное дыхание. На выдохе плечи опустить, расслабить.

4-6

Средний


28 августа 2017 в 17:56